Акварель – графичная или живописная техника?

Сельма Тодорова

В наши дни искусство акварели – стремительно развивающаяся изобразительная техника. Одни называют это явление «Серебряный век», другие – «Золотой век» акварели, что все больше подтверждается тем признанием акварели и тем пространством, которое акварель завоевывает в мировом масштабе.

Развитию акварельной техники существенно способствует индустрия в области художественных материалов. Благодаря тесной связи между художниками и производителями мировых марок, демонстрациям, спонсорству и наградам на акварельных форумах от имени данных марок, художественные инструменты, которыми пользуются акварелисты, известные во всем мире, материалы для акварели постоянно совершенствуются. Современные акварельные краски и бумага не менее устойчивы, чем материалы, используемые в других живописных техниках. Приведем следующие известные марки-производители акварельных материалов, заслуживающие доверия:

акварельной бумаги: «Arches», «Fabriano», «Zanders», «Lana», «Canson», «Hahnemuhle» и др.; 

кистей: «Escoda», «Herend», «Tintoretto»;

красок: «Daniel Smith», «Schmincke», «Невская палитра», «Royal Talens», «Mission», «Paul Rubens», «Winsor & Newton», «Rosa» и др.

Чтобы ответить на вопрос, считать ли акварель графикой или живописью, или, по крайней мере, что выступает ведущим признаком в рассматриваемой нами технике, необходимо проанализировать два понятия: «живопись» и «графика».

В живописи определяющим признаком является цвет с его неотъемлемым чередованием цветовых «температур». Кроме того, акварель предполагает нанесение красок таким образом, чтобы под ними просвечивалась белизна бумажной основы, которая придает тональности еще больше нюансов. Для живописи характерны цветовая игра и сложные цветовые сочетания, в отличие, например, от графики, для которой более важен точный контур. Рассматривая определение «графика», отметим, что оно происходит от греческого слова: γραφω, «пишу, черкаю». Ее основные выразительные средства – это линия, штрих, пятно. В основе графики лежит баланс между черным и белым. Допускается, чтобы в ней присутствовал один или больше дополнительных цветов. Однако акцент в графике делается не на колорите, как в живописи. В графике и иллюстрации, в плакате и прикладной графике допускается использование цвета, но он применяется более плоскостно, с точным контуром и без чередования теплых и холодных тонов, из-за чего передача глубины пространства с помощью цвета, столь характерная для живописи, в графике практически недостижима.

В некоторых странах, в частности, в России, акварель причисляется  к графичным техникам, и как таковая, изучается в специализированных художественных учебных заведениях.

В этой связи рассмотрим интересный и показательный случай, произошедший с Карлом Брюлловым. Речь идет о пейзаже, выполненном художником, «Вид Форда Пику на острове Мадейра» в 1850г. В пейзажном  жанре, в котором работал художник, до недавнего времени, были известны только его акварели, а эксперты Третьяковской галереи их считали графикой, а не живописью. По их мнению, новооткрытый пейзаж, изображающий остров Мадейра, едва ли мог быть делом великого живописца. После тщательной и подробной экспертизы, спорный пейзаж был приобщен к шедеврам Брюллова. И доказательством этого послужили мастерское чередование цветовых и тоновых нюансов.

Если необходимо определить, являются графикой или живописью акварели английского художника У.Тернера, то, бесспорно, надо согласиться со вторым. Его мистические акварельные пейзажи претендуют на не менее сложный колорит и чередование теплого и холодного, чем его работы маслом.

Американский художник Дж.С. Сарджент, который писал впечатляющие классические портреты и композиции маслом на заказ, рисовал для себя невероятные свободные акварели в различных жанрах, которые вошли в мировую сокровищницу как живописные произведения.

Сегодня во многих странах акварельная техника причислена к живописи. Она охватывает многие жанры и не ограничена в размерах. Ярким примером этого выступают творения ряда мастеров акварели, которые выполняют многофигурные реалистичные композиции, часто в больших размерах: Рик Хуанг Хуазао (Rick Huang Huazhao), Хонг Шан (Hong Shan), Лю И (Liu Yi) (Китай), Ричард Чао (Richard Chao) (Китай/Австралия),  Прафул Савант (Prafull Sawant) (Индия), Али Аббас (Ali Abbas) (Пакистан), Анна Иванова (Россия) и многие другие.

Если говорить о стилевых направлениях, то в акварели они те же, что и в масляной живописи и акриле: реализм, импрессионизм, экспрессионизм, гиперреализм, сюрреализм, символизм, контемпорари, абстракционизм и др. Кроме того, есть и характерные для акварели техники такие как: «по-сырому» или «алла-прима», многослойная техника, по-сухой бумаге с большим количеством воды, так называемая «лессировка». Естественно,  указанные приемы могут сочетаться между собой и использоваться одновременно в одном и том же произведении.

Акварелью можно работать спонтанно, когда вода как бы «управляет» процессом, при этом сохранять случайные попадения и эффекты, но можно работать и строго дисциплинированно. Известный болгарский живописец-классик Дечко Узунов, который подарил миру искусства гениальные свободные акварельные рисунки, говорил в пользу спонтанности в акварельной живописи: «Акварель как любовное письмо, когда его пишешь, не думаешь о грамматических ошибках, или есть что сказать, или нет, если нет – лучше… скомкай лист»!

Сделаем краткий обобщенный обзор акварельных школ в ряду стран по всему миру, прослеживая отличия в подходах: какой из них выступает преобладающим, живописный или графичный.

В латиноамериканских странах, особенно в Перу, Мексике, Боливии, Уругвае, Аргентине, акварель страстная, живописная, даже когда изпользуется гризайль, а композиции современные и неожиданные, с эффектом сильного духовного авторского присутствия: Анна Лаура Саласар (Anna Laura Salazar), Патрисия Гузман (Patricia Guzman), (Мексика), Нилолас Лопез (Nicolas Lopes), (Перу), Алваро Кастанет (Alvaro Castagnet) (Уругвай). В настоящее время Alvaro самый копируемый и подражаемый акварелист во всем мире.

В Китае цвет преимущественно интенсивный, в большинстве случаев с идеально переданной материалностью, при том, что конструктивность не является ведущей. Изпользуется как техника «по-сырому» с подчеркнуто живописным подходом: Лиу И (Liu Yi), Лю СиДе (Liu XiDe), Ян Хонг (Yan Hong), так и техника по сухой бумаге, с виртуозно положенными мазками. В качестве примера приведем «живые легенды» акварели Лиу Юнгшенг (Liu Yungsheng) и Гуань Вейксинг (Guan Weixing), и более молодые, Хонг Шан (Hong Shan), Рик Хуанг Хуазао (Rick Huang Huazhao), Зоу Тианя (Zhou Tianya) и др. Реже можем видеть гиперреалистичную акварель, например, Янганг Сан (Jangang Sun). В Китае множество акварельных школ. Их представителей очень часто приглашают поделиться своими знаниями во всем мире.  

В Индии, Бангладеше, Пакистане, Непале акварель очень распространена. Индийцы узнаваемы не только выбором сюжета, но и благодаря некоторым характерным ярким оттенкам и сочетаниям. Например, чередование кобальта или ультрамарина с оранжевым используется в различных сочетаниях,  таких как «холодное – теплое», так и «основной цвет против дополнительного». Амит Капур (Amit Kapoor), Милинд Мюлик (Milind Mulick), Кантрадж Ен (Kantraj N), Атул Панас (Atul Panase) (Индия/ОАЭ), Раджет Савант (Rajat Sawant) создают живописные акварели с графическими элементами. Прафул Савант (Praful Sawant), великолепный пример  живописца-акварелиста со сложными цветовыми сочетаниями и чередованием теплых и холодных тонов. В Бангладеше присутствует разнообразные акварельные школы от «этно», «наив» до реализма, гиперреализма Монг Монг Шо (Mong Mong Sho) и contemporary Каусер Хосейн (Md. Kauser Hossain). Али Аббас (Ali Abbas) из Пакистана, уникальный автор, который сочетает графику, иллюстрацию и живопись в своих самобытных картинах, часто больших размеров. НБ Гюрунг (NB Gurung) из Непала создает живописные произведения в различных жанрах.

В Тайланде, Тайване, Гонконге и Монголии акварель очень популярна, и это именно то, что мы называем живописная акварель. Акварелисты работают преимущественно реалистично и не столь конструктивно, но с завидной материалностью и виртуозным нанесением мазков. Среди тайландских художников можем отметить Ла Фе (LaFe), Сучарт Тангксилпаолон (Suchart Tangsilpaolarn), Супаван Сринафар (Supawan Srinaphar), Бункванг Нончарон (Boonkwang Noncharoen). В Тайване: Чиен Чанг Вей (Chien Chung Wei), Ханг Танг-Пиао (Hung Tung–Piao). В Гонконге: Зе Зе Лай (ZeZe Lai), Реинбоу Тзе (Rainbow Tze) и др. Мункбатар Суренцесег (Munkhbaatar Surentsetseg) из Монголии чудесный пример молодого  художника, который носит живописное чувство в себе и работает акварелью виртуозно, конструктивно, живописно.

В Индонезии, Малайзии, Японии, Южной Корее, Вьетнаме и Мианмаре (Бирма), акварель является основной живописной техникой. Школы представляют собой современное и абстрактное искусство, где преобладает как графический подход, так и классический, и там работают подчеркнуто живописно. Назовем несколько имен. В Малайзии это: Джансен Чоу (Jansen Chow), Там Сю Ин (Tham Siew Inn), Лок Керк Хванг (Lok Kerk Hwang). В Индонезии: Агус Будянто (Agus Budianto), Нурах Дарма (Ngurah Darma). Япония: Юко Нагаяма (Yuko Nagayama), Хисако Окочи (Hisako Ohkochi). В Корее: Миран Ким (Miran Kim), Ю Ми Парк (You Mee Park). В Мианмаре это Мин Ва Аунг (Min Wae Aung).

В Европе много стран с давними традициями в акварели. Отметим черты, характерные для той или иной европейской страны. Так, в Испании акварель очень свободная, отличается экспериментальностью, артистичностью и живописным подходом. Среди испанских акварелистов можем отметить Чеш Фаре (Cesc Farre), Изабель Морено Алосете (Isabel Moreno Alosete), Тереза Йорда Вито (Teresa Jorda Vito), Пабло Рубен Лопез Санч (Pablo Ruben Lopez Sanz).

Италия. Развитие акварели там происходит стремительно последние десять лет благодаря проходящему каждую весну грандиозному фестивалю Fabriano in Acqarello, от которого происходят еще много международных фестивалей акварели в Италии: в Урбино, Сперлонге, в Венеции, а с 2020г.  – и в Милано. Итальянская школа инновативна, свободна, с широким спектром поисков и подходов. Анжело Горлини (Angelo Gorlini), Арманд Хомо (Armand Xhomo), Игли Арапи (Igly Arapi) (Албания/ Италия), Массимилиано Йоко (Massimiliano Iocco), Паскуалино Фракасо (Pasqualino Fracasso), Роберто Андреоли (Roberto Andreoli) и Игорь Сава (Igor Sava) (Молдова/Италия), работают в различных жанрах, но с живописным подходом.

В Голландии, Швеции, Бельгии и Франции издавна существуют серьезные традиции в акварели, в основном, в пейзаже и городском пейзаже. Большая часть из рассматриваемых – чисто живописные. В Швеции Анн Ларсон (Ann Larson) и Станислав Золадз (Stanislaw Zoladz) (Польша/Швеция), как явление в современной акварели с брильянтной материальностью и живописным внушением в пейзажах. Бельгийские акварелисты это Ксавьер Сволфс (Xavier Swolfs), Лилиан Гооссенс (Lilian Goossens), Тейо Ван ден Броек (Tejo Van den Broeck). В Голландии: Хани Рювертс (Hannie Rieuwerts), Ян Мин (Jan Min). Среди французских художников необходимо упомянуть мастеров городского пейзажа, таких как гиперреалист Тьерри Дюваль (Thierry Duval) и реалист Франк Херете (Franck Herete). Марк Фолли (Marc Folly) как и молодой талантливый автор Алексис Леборнье (Alexis Leborgne), работают подчеркнуто свободно, живописно. 

В США и Канаде элитные общества Акварели датированы более чем 150 летним существованием. Это свидетельствует о серьезном развитии этой изобразительной техники там. Указанные общества часто организуют национальные и международные выставки, а регулярное членство в них трудно достижимо. В США есть множество школ, а кроме как в специализированных колледжах и университетах, акварель может изучаться профессионально и на workshop, которые организуются исключительно часто. Для акварелистов характерны реалистичные, гиперреалистичные и абстрактные направления. Существует общество, специализирующееся на прозрачной акварели. Приведем примеры  классиков США в акварели, которые являются приверженцами живописного подхода:  Уинслоу Хомер (Winslow Homer), Джон Сингер Саржент (John Singer Sargent), Милфорд Зорнс (Milford Zornes), Миллард Шитс (Millard Sheets), Эдгар Уайтни (Edgar Whitney), Стив Хэнкс (Steve Hanks) и живая легенда Серж Холлербах (Serge Hollerbach). Современные мастера это – живописци в акварели: Мери Уайт (Mary Whyte), Джон Салминен (John Salminen), Линда Долл (Linda Doll), Стефан Скотт Янг  (Stephen Scott Young) (США/Багамы), Кейко Тенабе (Keiko Tenabe) (Япония/США), Карла О’Коннор (Carla O’Connor), Барбара Тапп (Barbara Tapp), Марио Робинсон (Mario Robinson), Барбара Нечис (Barbara Nechis), Деан Лемли (Deanne Lamley), Энди Эвансен (Andy Evansen) Дийн Мичел (Dean Mitchell) и Стелла Канфильд (Stella Canfield) (Болгария/США). Из современных канадских художников необходимо упомянуть: Жан Педерсон (Jean Pederson), Петер Марч (Peter March), Майк Своб (Mike Svob), Марк Ручлнвич (Mark Ruchlewicz), Анне МакКартни (Anne MacCartney), Атанур Доган (Atanur Dogan) (Канада/Турция), и Она Кингдон (Ona Kingdon), которая работает почти гиперреалистично, между графикой и живописью. 

Английская школа в акварели – широко известна своими глубокими традициями, созданными еще Уильямом Тернером. Наиболее известные общества  акварели в Великобритании следующие: Royal Watercolor Society, история существования которого насчитывает более чем 200 лет  и Royal Institute of Painters in Watercolours , основанное в 1831 г. Для них характерны как классическая, так и авангардная акварель. В большинстве  случаев подход живописен: Джо Доуден (Joe Dowden), Энн Блокли (Ann Blockly), Дэвид Поксон (David Poxon), Джон Ядли (John Yadley), Робин Ричмонд (Robin Richmond), Наоми Тидерман (Naomi Tiderman), а работы Сью Ховелс (Sue Howels) отличаются подчеркнуто графично-иллюстративным подходом. Шотландский гиперреалист Ангус МакЭван (Angus МcEwan), работает в современном живописном направлении с исключительно интересными цветовыми сочетаниями, которые могут быть причислены как к графике, так и к живописи. В Австралии, где традиции происходят от английской школы, работают превосходные мастера акварели. Так, Джозеф Збукович (Joseph Zbukvic) (Хорватия/Австралия) известен как мастер городского пейзажа. Роберта Уэйда (Robert Wade) можно назвать живой легендой акварели. Он работает в основном в области пейзажа и фигуральной композиции с чисто живописным подходом. Роберт Уэйд и Дэвид Тэйлор – акварелисты, для творчества которых характерны неожиданные гармоничные живописные сочетания в пейзажах, с чередованием теплых и холодных тонов.

Русские художники, в том числе и те, которые живут и работают в других странах, таких как Израиль, Илья Кабов (Ilya Kabov), Лилия Павлова (Lilia Pavlova), Германия, например, Виктория и Слава Пришедько (Victoria Prischedko, Slawa Prischedko), Люксембург, Исландия, Польша, Чехия и др., привносят свои идентичность и вкус, оставаясь представителями  русской школы и в аспекте цветовосприятия, и тематики, и технических приемов. В их работах больше живописи, чем конструктивных построений, столь необходимых при рисовании портретов и фигур. Многие российские мастера акварели, периодически работая маслом, не достигают тех же вершин, как в акварели. Не является тайной тот факт, что последовательность работы в акварели от светлого к темному, а в масле и акриле, наоборот, от темного к светлому. Цветность в акварели более мягкая. Если этим же способом работать маслом или акрилом, цвета становятся дисгармоничными, слащавыми, чересчур яркими. Таким образом, каждая техника требует собственной специфики и различных подходов. 

Школа Сергея Андрияки в Москве представляет собой интересный феномен. Выходцы этой школы работают в узнаваемом стиле, преимущественно графично, без существенного чередования теплого и холодного. С.Андрияка, по мере развития его самобытного акварельного мастерства, осваивая новые акварельные способы, приемы и эффекты, все более углубляясь в них, начиная с техники «по-сырому», впоследствие перешел к технике лессировки, без предварительных карандашных очертаний. Несколько лет назад мне посчастливилось посетить школу и увидеть впечатляющие морские волны Сергея Андрияки, выполненные на большом формате, отвечающие всем качествам живописного произведения.

В России, Украине, Беларуси и Молдове акварельные школы близкие, если не сказать, идентичные. Конечно, есть авторы, творчество которых имеет сходные черты с российской школой. Но они работают в русле индивидуального подхода, а их творческая манера легко узнаваема: Ольга Литвиненко, Илья Ибряев, Константин Стерхов, Сергей Темерев (Россия), Игорь Сава (Молдова-Италия), Екатерина Сава (Беларусь – Италия), Игорь Мосийчук (Молдова), Евгений Кисничан (Молдова), Игорь Юрченко (Украина).

Художник-акварелист из Албании, Хелидон Халити (Helidon Haliti), самобытный, яркий,  работает в различных живописных техниках. Его подход узнаваем и исключительно живописен. 

В Сербии Галерия «А» и ее собственник Педжа Акимович (Pedja Acimovic), системно проводят международных события, посвященные акварели, одно из которых Биенале «Большой формат» (100/150 см), которое было представлено и в Швейцарии и и выступает ярким примером неограниченных возможностей акварели. Сербский акварелист  Эндре Пеновач (Endre Penovac)  работает в технике «алла-прима», графично и виртуозно.

Македонская акварелистка Симонида Филипова (Simonida Filipova) работает исключительно свободно, в живописной манере.

В Болгарии традиции акварельной живописи сложились еще в начале 20 в. благодаря творчеству таких художников как Никола Маринов, Йордан Гешев, Константин Штыркелов, Владимир Димитров-Мастер, Васил Стоилов, Александр Поплилов, Ненко Токмакчиев и др. В настоящее время почти все известные живописцы  и скульпторы не только работают акварелью, но и устраивают выставки: Милко Божков, Станислав Памукчиев, Захари Каменов, Греди Асса, Свилен Блажев, Ивайло Мирчев и др. Очень мало профессиональных художников, которые работают только акварелью, как, например, Атанас Мацурев, имя которого известно в мировой акварели. Яркая индивидуальность и разпознаваемость, неподвластность другим школам и течениям – это то, что характеризует болгарских акварелистов. В Болгарии акварель никогда не была причислена к графике и всегда считалась живописной техникой, что усваивается молодыми людьми еще в специализированных училищах и академиях, в которых акварель преподается на занятиях по живописи. Художники, которые обращаются к акварели уже после получения профессиональной квалификации, – в основном живописцы. В то же время в Болгарии есть  акварелисты-самоучки, которые совершенствовали свои умения с помощью уроков и посещения мастер-классов. Благодаря фонду IWS – Bulgaria, клону IWS Globe, организации с более чем 100 членов, болгарские акварелисты имеют возможность представлять свое творчество на мировой платформе. Многие наши художники приобрели известность далеко за пределами страны и получили награды: Кирил Божков, Краси Тодоров, Иван Милушев, Сельма Тодорова, Хари Атанасов, Андрей Янев, Венета Дочева, Нелли Димитрова, Цветан Казанджиев, Пламен Монев, Цвятко Остоич. В Болгарии осуществлен ряд международных событий с демонстрацией работ мировых мастеров акварели. В 2019 году проводится Международный Молодежный фестиваль акварели в культурной столице Болгарии, г. Пловдив. В нем  участвуют 20 стран, а также II Международное Триеннале «WATERcolor & SPIRIT» – г. Варна, в котором приняли участие около 400 художников из 63 стран, а выставка с представленными в ней акварелями побывала еще в 8 галереях в различных городах Болгарии. 

В заключение отметим, что каждая акварельная картина уникальна. Ее невозможно воспроизвести один к одному, подобно тому, как тиражирают печатную графику или копируют классическую масляную живопись. Акварель живет собственной жизнью в отличие от иллюстрации или прикладной графики. Для большинства современных акварельных техник характерны сложные цветовые сочетания, виртуозно наложенные мазки, чисто живописные, чередование теплых и холодных цветовых пятен, неограниченные жанры, стили, форматы.  Акварель вопреки различным авторским подходам сохраняет спонтанность, чувственность, запечатленную энергия художника, которая проистекает  свободно, подобно воде. И что тогда акварель, если не живопись!

Сельма Тодорова – 25 лет активной работы и выставочной деятельности в области акварели
С  2014г. лидер  в IWS Болгарии, Fabriano in  Acquarello
и Urbino in Acquerello (международные  организации по акварели); 
Куратор и организатор: Международного Триеннале
„Дух Акварели” – г. Варна, Болгария, 2016, 2019;
Международного молодежного  фестиваля акварели, г. Пловдив, Болгария, 2019;
Международного симпозиума по акварели, 
г. Белоградчик, Болгария, 2016, 2017;
Симпозиума по акварели, «Индия алла прима», Гималаи, 2015, 2019;
Амбассадор «Невская палитра»;
Член UBA и AIAP

Перевод с болгарского на русский Ольга Ваткова

Доклад на международной научной конференции ” Духовные смыслы национальной культуры России “, которую проводила Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова (Москва) и Институт культурного наследия им. Д. С. Лихачева (Москва). http://heritage-institute.ru/?books=duhovnye-smysly-naczionalnoj-kultury-rossii-retrospekcziya-sovremennost-perspektivy-sbornik-po-materialam-mezhdunarodnoj-nauchnoj-konferenczii-27-28-noyabrya-2019-g-m-instit&fbclid=IwAR1PtZVOuzA_qZ5_bYkGK9faYcihxjKlZi-cBSGg-HxmhXmG9x0ibuS-ILs

Leave a Comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *

en_USEN